«Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
История создания
Рассказ «Жёлтый свет» был написан в 1938 г.в Солотче – деревне Мещорского края, где жил Паустовский много лет подряд, то летом, то осенью. Писатель так полюбил эту землю, она была настолько значима для него, что после его смерти его вдова выкопала на Мещорской земле куст шиповника с комом земли и посадила на могиле мужа.
Рассказ «Жёлтый свет» был опубликован в сборнике «Рассказы» в 1940 г. в издательстве «Детиздат». Первоначально назывался «Вторая родина». Только в 1954 г. под названием «Жёлтый свет» издан в сборнике «Родные просторы» в издательстве «Географгиз».
Литературное направление и жанр
В 1858 г. «Жёлтый свет» был включён в Собрание сочинений в раздел «Очерки разных лет». В «Избранном» 1961 г., книге «Избранная проза» 1965 г. «Жёлтый свет» называется рассказом. Определить жанр произведения затруднялся даже сам автор. Паустовский осознавал, что его малая проза не соответствует уже сложившимся жанрам: «Не рассказ, не очерк, не статья».
Рассказ «Жёлтый свет», как и вся причудливая проза, «слагается из многих мыслей и впечатлений, вызванных жизнью». Такое определение близко к понятию эссе – рассуждению в свободной форме.
Традиционно литературоведы определяют жанр данного произведения как развёрнутая пейзажная зарисовка.
Еще труднее определить литературное направление рассказа. Среди современников Паустовский слыл романтиком, но это не определение литературного направления его творчества, а характеристика своеобразия его прозы, сочетающей простоту изложения и эмоциональность, лиричность. В рассказе прослеживаются черты реализма, ведь автор видит красоту в обыкновенном, необычность в обыденном.
Центральная часть композиции – рассказанная стариком Прохором «сказка». На сказку эта история похожа тем, что в ней действует дурак. Но это не сказочный дурак – воплощение прямоты, искренности и доброты. Это жизненный дурак, то есть глупый и плохой человек.
Прохор рассказывает легенду о происхождении природного явления: почему осенью падают листья. Легенда содержит элементы притчи. Дурак – первый человек, взявший в руки ружьё. Это начинатель войны и её сочинитель, породивший насильственную смерть.
Так легенда перерастает в притчу о человеке как первопричине всех несчастий: «Человек в этом деле главный ответчик».
Тема, основная мысль и проблематика
Тема рассказа – впечатления писателя об осени, о которой рассказчик уверяет себя, что она первая и последняя.
Основная мысль состоит в том, что на земле нет мест, «не дающих никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению». Писатель поднимает проблему любви к родной земле и её природе, родине и её обитателям, проблему ответственности человека перед природой и обществом, перед собственной совестью.
Сюжет и композиция
Композиция рассказа – цепь ассоциаций, что характерно для жанра эссе. Паустовский часто начинает свои рассказы с лирического вступления, которое задаёт тон всему повествованию. Так в рассказе «Жёлтый свет» во вступлении возникает определённый настрой: жизнь коротка, поэтому нужно ценить счастье, которое возникает при соприкосновении с поразившими героя местами.
Пейзаж осеннего сада в первый осенний месяц сменяется рассказанной Прохором сказкой об осени. У этой истории, объясняющей сразу 3 природных явления (листопад, отлёт птиц и зиму как воплощение грусти земли), есть здоровая мораль крестьянина Прохора: «Надобно нам ничего не портить, а крепко беречь».
Эта повествовательная часть вновь сменяется описанием красок осени, расцвеченных солнечным лучом берегов Прорвы, по которой путешествует рассказчик. Пейзаж расширяется, осенний сад переходит в окрестные леса, рассказчик созерцает травы, кустарники, сосновые чащи, берега реки Прорвы. Мир осени всё увеличивается.
В следующем эпизоде мир вновь сжимается до одного кленового листа, дарящего рассказчику открытие осени – «шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот».
И в эту же ночь открытия осень занимает не просто двор, Солотчу, Прорву и сердце рассказчика, но и всю вселенную. Осенние созвездия соединяются с земным бытием. Они блистают в ведре с водой, в маленьком оконце избы, дрожат в воде озёр, тускнеют в зарослях, где дремлют волки, отражаются в чешуе рыб, спящих на отмелях в Старице и Прорве. Так в пейзаже Паустовского соединяются земное и небесное: низкий огонь Сириуса на рассвете запутывается в листве ив, Юпитер закатывается в луга, а Сатурн поднимается из лесов.
Последний эпизод происходит поздней осенью. Рассказчик встречает на Прорве удящего окуней Прохора. Тема их разговора перекликается со сказкой Прохора. Они обсуждают лесной пожар, случившийся недавно, очевидно, когда листья еще не опали. Страшный пожар около деревушки Лопухи начался из-за равнодушия косарей, забывших на поляне костёр. Это воспоминание перекликается с притчей о жёлтых листьях, подтверждает её мораль: «Надобно нам ничего не портить, а крепко беречь», «человек у этом деле – главный ответчик». Из-за недосмотра косарей страдает всё живое: по дворам тоскливо мычат коровы, ржут лошади, падает дождь из золы. Воплощением уничтожения природы человеком становятся превращенные в пепел берёзовые листья. Серый цвет противопоставлен разноцветным осенним листьям да и самому жёлтому цвету названия.
Рассказ заканчивается глубокой ночью поздней осени. В начале рассказа повествователь просыпается утром и обнаруживает, что осень началась, а в конце рассказа – что она закончилась. Композиция рассказа образует кольцо.
Герои рассказа
Кроме рассказчика, в рассказе есть единственный герой - старик Прохор, рыбак и корзинщик, которому на вид не меньше 100 лет. Он похож на языческого Пана: «седой и косматый, облепленный рыбьей чешуёй», беззубый. Прохор - воплощение народной мудрости. Рассказчик предполагает, что он сам придумал сказку о том, почему бывают осень и зима.
Речь Прохора сочная, образная, хоть и не лишена просторечий или грубых слов: «Да на кой ляд она сдалась нам, зима, скажи на милость?! Какой с неё интерес?» Собеседника Прохор называет «милый человек», даёт ему важнейший совет беречь природу.
Художественное своеобразие
Жёлтый свет от листьев, освещающий всё вокруг и меняющий смысл и душу предметов и явлений – лейтмотив рассказа. Этот образ многозначен. Первоначально жёлтый свет отбрасывают опавшие за ночь листья. Этот свет похож на солнечный. Лица людей от него кажутся загорелыми, а страницы книг - покрытыми слоем воска. Этот свет вдруг делает человека счастливым. Ведь счастье для Паустовского в незаметных вещах.
Жёлтый свет происходит от жёлтого цвета – цвета солнца, нарядных листьев и жёлтых весёлых птиц иволг, зазывающих гостей.
Этому счастливому свету и цвету в рассказе противопоставлен серый цвет. Это для Паустовского цвет смерти. С него начинается рассказ (серое утро), он возникает в истории пожара – медленного дождя из золы, покрывающего серым налётом речную воду, превращённых в пепел берёзовых листьев. Серая паутина поздней осени тоже символизирует смерть. Вернувшись домой, герой отмыл паутину с лица и затопил печь. Это своеобразное противостояние смерти, ведь недаром в следующих предложениях Паустовский описывает поющего сверчка, мышей, стаскивающих в норы запасы и даже терпеливо дожидающийся рассвета ветер. Природа не умирает ни от прихода осени, ни от глупости людей.
Важнейший образ рассказа – паук и паутина. Для писателя это символы чего-то необъяснимого, и поэтому зловещего, пугающего. Никто не знает, почему пауки каждую осень летят на паутине, зачем они ткут её в полёте. Опутанный паутиной мир превращается в сказочный, как во время пожара в небе, затянутом дымом, солнце висит, как багровый паук.
- «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
- «Золотая роза», анализ повести Паустовского
- «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
- «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
- «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
- «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
- Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
- «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
- «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич