«Экзамен», анализ рассказа Тэффи
История создания
Рассказ «Экзамен» вошёл в третий сборник рассказов Тэффи (Надежды Лохвицкой), который назывался «Юмористические рассказы». Книга 2 («Человекообразные»), который был издан в 1911г. Очевидно, 37-летняя писательница, только начавшая свою карьеру прозаика (она напечатала первый рассказ в 1905 г., а систематически печаталась с сатирическими и юмористическими рассказами в журналах «Сатирикон» с 1908 г. и «Русское слово» с 1909 г.), не могла обойти вниманием собственные гимназические годы. Многие писатели вспоминали их как время бессмысленной и утомительной зубрёжки.
Литературное направление и жанр
Тэффи в своих рассказах продолжает реалистические сатирические и юмористические традиции Чехова. Но если Чехов в ранних рассказах предпочитал мягкий юмор, то Тэффи чаще прибегала к злой сатире. Так и в рассказе «Экзамен». Тэффи нисколько не сочувствует глупой и даже тупой гимназистке, которая сама виновата в переэкзаменовке и даже не понимает этого. Объектом сатирического осмеяния становится даже не сама Маня Куксина, а вся гимназическая система. Недаром же для имени героини Тэффи выбрала самое распространённое, а фамилия, созвучная со словом «кукситься», указывает на неудачливость и вечное недовольство.
Герои, сюжет и композиция
Маничка Куксина – удивительный, но часто встречающийся среди девиц экземпляр. Её основная проблема отнюдь не в том, что она не умеет распределять время и сосредоточиться на главном (из трёх дней, отведённых на экзамен, два Маня примеряла корсет). Ученица гимназии совершенно не может установить причинно-следственные связи между явлениями. С её точки зрения, успех сдачи экзамена зависит от усердия и прилежания, но к чему применять это старание, значения не имеет.
Готовясь к географии, Маничка исписала две тетради и кляспапир загадочной фразой «Господи, дай». Очевидно, «дай сдать экзамен». Такое потребительское отношение к Богу как к волшебной палочке, которая исполняет желание сказавшего заклинание, свидетельствует не просто о глупости героини, но о жизненной позиции, свойственной человеку вообще. Однако Тэффи высмеивает не просто свойство русского характера надеяться на авось, порождённое беспечностью (это было бы юмористическое произведение). Сатирическому осмеянию подвергается гимназическая система, порождающая таких Мань.
Крошечный рассказ состоит из трёх частей. В первой описана подготовка Мани к экзамену по географии, во второй – сам экзамен, в третьей – подготовка и экзамен по истории. Вторая часть, кроме Мани, описывает её одноклассниц. Их волнение перед экзаменом естественно, но стратегия успеха почти такая же несостоятельная, как и у Мани. Но если главная героиня надеется на Божью помощь в ответ на её старания (как понятно, приложенные совсем не в том направлении), то одноклассницы прилагали недостаточные усилия, изучив только часть билетов и надеясь уже не на авось, а на собственную хитрость. Их стратегия особого загиба каждой пятёрки билетов могла бы привести к успеху, если бы не стратегия учителя, давно вычислившего хитрость и опытной рукой расправившего все билеты. Он, часть гимназической системы, прилежно борется за знания учениц, очевидно, не научив их учиться.
В третьей части, впрочем, появляется загадочна подруга Лиза Бекина, которая выдержала экзамены и уже перешла в следующий класс. Очевидно, эта ученица действует не согласно гимназической системе, а вопреки ей.
Для того чтобы показать типичность явления, Тэффи описывает второй экзамен, который абсолютно подобен первому: «В классе старая картина. Испуганный шепот и волнение, и сердце первой ученицы, останавливающееся каждую минуту на три часа, и билеты, гуляющие по столу на четырех ножках, и равнодушно перетасовывающий их учитель».
Да и сама Маня перед экзаменом и во время экзамена ведёт себя одинаково, будто никто из участников системы под названием образование не может разрушить смертоносную программу поражения: ни ученики, ни учителя. Разница для Мани состоит только в том, что перед первым экзаменом девочка примеряет целый день корсет, а перед вторым – читает исторический любовный роман «Вторая жена» Марлитта (на самом деле автор – женщина, Евгения Марлитт). Даже сердце первой ученицы перед первым и вторым экзаменом одинаково «каждую минуту останавливается на полчаса». И если для того, чтобы стать первой ученицей, нужно полное отсутствие логики и экзальтация, то неудивительно, что Маня подражает первой ученице именно в этом.
Зато учитель истории ведёт себя не так, как учитель географии. Похоже, он думает, что система гимназической зубрёжки может привести к хорошему результату (этим грешат и современные учителя истории). Поэтому «учитель злится, ехидничает, спрашивает всех не по билетам, а вразбивку».
Другая особенность гимназического обучения, подмеченная писательницей, состоит в том, что ученицы воспринимают не скучную информацию, не суть, а манеру «светской беседы» учителей, ей и подражают. Именно поэтому всё объясняют слова «славятся» в географии и «чревата» в истории. Бедная Маня в этих словах пытается найти хоть какую-то пользу для себя в изучении оторванных от жизни географии с её пампасами и истории с давно ушедшими эпохами.
Художественное своеобразие
В юмористических рассказах особенно важны детали. Внимательный читатель прочтёт между строк мысли учителя географии и истории. Учитель географии смотрит на рот Манечки, как бы ожидая очередной глупости, рождающейся не в мозгу ученицы, а прямо в её речевом аппарате. Он шумно вздыхает и точно просыпается после её ответа.
После Манечкиного многомудрого ответа учитель истории забирает бороду в кулак и прижимает её к носу (наверное, чтобы не была видна улыбка), а потом ожидает последний ответ Манечки, сгорая от любопытства (точка зрения девочки).
Точка зрения и роль рассказчика в произведении раскрывают его идею. Всё происходящее читатель видит глазами девочки. Поэтому не следует никаких авторских оценок и выводов за словами и действиями героев. Читатель сам должен оценить глупость ответов Мани, сам предположить, что думают по этому поводу учителя. Самохарактеристика Мани, всю ночь писавшей волшебную фразу, на первом экзамене – «тупая и сонная». Очевидно, это состояние и девочек, и учителей в стенах гимназии. Ведь и учитель географии после ответа Мани будто просыпается ото сна. Живой и интересный мир, где можно съесть 10 порций фисташкового мороженого, где-то там, за дверью, но он зависит от безжизненного мира гимназии: «Правильный ответ нес с собой: велосипед, обещанный теткой за переход в следующий класс, и вечную дружбу с Лизой Бекиной, с которой, провалившись, придется разлучиться. Лиза уже выдержала и пройдет благополучно». С гимназической чинной косностью контрастирует живая речь учениц: «— Маня Куксина! — закричали они. — Ты какие билеты вызубрила? — А? Вот замечай как следует? лодочкой — это пять первых номеров, а трубочкой пять следующих, а с уголками…»
Основные тропы сатирического произведения – ирония и иносказание. Смешное рождается из ответов ученицы, лишённых всякого смысла: «Климат Германии славится тем, что в нем нет большой разницы между климатом севера и климатом юга, потому что Германия, чем южнее, тем севернее…», «Америка славится Пампасами, а Пампасы Льяносами».
А некоторые ответы Манечки даже приобретают новый, скрытый и не совсем пристойный смысл, который и рассмешил учителя истории: «Жизнь Анны Иоанновны была чревата… Анна Иоанновна чревата… Войны Анны Иоанновны были чреваты… Последствия у Анны Иоанновны были чреватые…»
- «Жизнь и воротник», анализ произведения Тэффи
- «Блины», анализ рассказа Тэффи
- «Ностальгия», анализ рассказа Тэффи
- «Свои и чужие», анализ рассказа Тэффи
- «Демоническая женщина», анализ произведения Тэффи
- «Счастливая», сочинение по рассказу Тэффи
- «Взамен политики», сочинение по произведению Тэффи
- «Человекообразные», анализ рассказа Тэффи
- «Неживой зверь», анализ новеллы Тэффи
- «Тонкая психология», анализ рассказа Тэффи
- «Брошечка», анализ рассказа Тэффи
- «Раскаявшаяся судьба», анализ новеллы Тэффи
- «Модный адвокат», анализ рассказа Тэффи
- «Семейный аккорд», анализ рассказа Тэффи
По писателю: Тэффи